ХАРАКТЕРИСТИКА ТОНАЛЬНОСТЕЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ТОНАЛЬНОСТЕЙ
. Что каждой тональности свойствен свой собственный характер – это факт, которого отрицать нельзя; но характер этот не зависит, как думают некоторые, от неравномерной темперации тонов (причем исходят из того, что C-dur имеет наиболее чистый строй), а представляет собою явление чисто-эстетического порядка, причина которого коренится главным образом в способе построения нашей музык. системы. Система эта зиждется прежде всего на основной гамме из семи основных тонов A – G, и обе тональности C-dur и A-moll, которые пользуются по преимуществу этими гонами, производят впечатление наименее сложных, наиболее простых, потому что они проще всего передаются нашей системой. Отклонения в сторону -ов или – что в данном случае однозначуще – в сторону обертонов (-ные строи) производят впечатление подъема, чего-то более светлого и блестящего; отклонения в сторону -ей или – что здесь также равнозначуще – в сторону унтертонов (-ные строи) производят противоположное впечатление: погружения, омрачения, отускнения. Первое впечатление – мажорного характера, второе – минорного. (этому присоединяется различие в эстетическом действии мажорного и минорного строев самих по себе, различие, коренящееся в разнице построения и консонирования мажора и минора (См. Созвук). Мажор звучит светло, минор – темно. Оттого-то мажорные строи с диезами имеют усиленно блестящий характер, а минорные строи с бемолями – усиленно мрачный. Своеобразным смешением этих обоих эффектов – мрака и света – являются мажорные строи с бемолями и минорные строи с диезами. То или иное впечатление растет с числом знаков в ключе. Наименьшее значение для х-и тональностей имеет, по-видимому, абсолютная высота тонов.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Смотреть что такое "ХАРАКТЕРИСТИКА ТОНАЛЬНОСТЕЙ" в других словарях:

  • Тональность — (греч. τόνος  напряжение, натяжение; тон)  1) высотное положение мажорного или минорного лада. В обозначении тональности указывается основной звук первая ступень соответствующего лада, называемая тоникой, это основной тон тонического… …   Википедия

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Тональность —         (франц. tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart).         1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского; напр., в C dur С обозначение высоты осн. тона лада, a dur мажор характеристика лада).… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бородин, Александр Порфирьевич — композитор, профессор химии и академик военно медицинской академии, доктор медицины; род. 31 октября 1834 г. в С. Петербурге, ум. 15 февраля 1887 г. Отец его происходил из рода князей Имеретинских; мать, Авдотья Константиновна, во втором браке… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Бетховен Л. —         (Beethoven) Людвиг ван (16 XII (?), крещён 17 XII 1770, Бонн 26 III 1827, Вена) нем. композитор, пианист и дирижёр. Сын певчего и внук капельмейстера боннской придв. капеллы, Б. приобщился к музыке в раннем возрасте. Муз. занятиями (игра… …   Музыкальная энциклопедия

  • Строй —         в музыке.         1) Система звуковысотных отношений, применяемых в музыке. Существует в виде инвариантных слуховых представлений о высоте каждой из ступеней звукоряда; эти представления лежат в основе всей муз. практики (т. е. сочинения …   Музыкальная энциклопедия

  • ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ — раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние ПОСЛАНИЯ (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие… …   Библиологический словарь

  • РОДСТВО ТОНОВ — – термин современной спекулятивной теории музыки, под которым подразумевают совокупность отношений между тонами, возникающих из принадлежности их к тому или иному созвуку. Родственными в первой степени (близко родственными) по отношению к… …   Музыкальный словарь Римана


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»